В первом 
            веке нашей эры в Китае был создан словарь Шо-вэнь. В этом словаре 
            все иероглифы по способу образования были разделены на "рипусе" 
            (ЛИ) - (букв, "шесть категорий"): "изобразительные 
            знаки, пиктограммы"; букв, "указательные", то есть 
            своей формой указывающие направление или положение чего-либо; букв, 
            "понятные по смыслу", то есть идеограммы; букв, "и 
            изображение и звук", то есть фонойдеографические; букв, "изменение 
            значения", то есть употребленные а переносном значении; букв, 
            "заимствование", то есть фонетическое употребление иероглифа. 
            Последние две категории к графике прямого отношения не имеют, в остальном 
            же эта классификация довольно четко отражает закономерности образования 
            иероглифов. Изобразительные знаки, или пиктограммы, это рисунки предметов, 
            впоследствии схематизированные.
			
			Например, 
            иероглиф "человек" - схематизированный рисунок человека 
            в профиль, иероглиф "огонь" - изображение языков пламени 
            от костра, а иероглиф ) "река" - речных струй. Надо отметить, 
            что таких знаков, которые и в наше время можно (зная их значение) 
            Как-то увязать с первоначальным рисунком, совсем немного. Для большинства 
            же знаков-пиктограмм это совершенно невозможно. Иероглифы указательной 
            категории или, как их еще называют, "символы" - их было 
            сравнительно немного -условно показывают направление. Так, иероглиф 
            "верх" представляет собой горизонтальную черту, от которой 
            вверх отходит вертикальная черта. В современном написании вертикальная 
            черта имеет еще короткую отходящую вправо черточку. В древнем написании 
            этой черточки не было, позже появилась точка, возможно, чтобы обратить 
            внимание на именно вертикальную черту как главную в этом знаке; точка 
            же впоследствии превратилась в короткую отходящую черту. Идеограммы 
            - это знаки, в которых изображение предмета не было самоцелью. Определенное 
            положение предмета (например, поза человека) должно было обозначить 
            либо какое-то состояние, либо его функцию. Большинство же идеограмм 
            - соединение уже созданных к определенному периоду знаков или элементов 
            в новый знак с целью обозначения другого понятия. Так, соединение 
            двух иероглифов со значением "дерево" привело к образованию 
            иероглифа "лес", соединение трех иероглифов, обозначающих 
            "повозка",- иероглифа, имеющего значение "шум, грохот", 
            и т.п.
			
			Вопреки 
            распространенному представлению большинство иероглифов не восходит 
            ни к пиктограммам (схематизированным рисункам), ни к идеограммам (соединениям 
            значимых элементов для обозначения нового понятия). Более или менее 
            достоверно реконструированные знаки описанных категорий составляют 
            в общей массе иероглифов незначительное меньшинство. Основная масса 
            употреблявшихся в прошлом и употребляемых сейчас знаков - фоноидеографические 
            иероглифы. Фонондеографический знак, возникший в ходе графического 
            и смыслового преобразования компонентов,- результат соединения двух 
            частей, а именно - элемента, обозначающего его звучание, так называемого 
            "фонетика", и элемента, уточняющего или определяющего его 
            значение, то есть "детерминатива". Чтобы представить себе, 
            как создавались фонондеографические иероглифы, обратимей к аналогии. 
            Так, если бы перед последовательностью букв "лук" для указания 
            на то, о каком именно слове, идет речь, была бы нарисована луковица 
            или поставлен условный значок, имеющий
			
			значение 
            "растение", то рисунок луковицы или условный значок выполняли 
            бы роль "детерминатива", а последовательность букв "лук" 
            была бы "фонетиком". В целом же приведенная последовательность 
            знаков однозначно записывала бы слово со значением известного огородного 
            растения а отличие от вида оружия. Соответственно перед последовательностью 
            букв "лук" в значении вида оружия можно было бы нарисовать 
            этот вид оружия и т.д. Неполнота такой аналогии а том, что фонетнк 
            в составе иероглифа записывал звучание в целом, не отражая в графике 
            составляющие его отдельные звуки.
			
			Детерминативы 
            первоначально служили для объединения иероглифов в группы по смысловому 
            признаку, однако постепенно они утратили эту первоначальную функцию 
            и стали выполнять роль графических элементов -ключей. Ключ -это графический 
            элемент, наличие которого в составе иероглифа вместе с числом черт, 
            составляющих иероглиф, определяет место иероглифа в словаре. Ключей 
            в настоящее время 214, они объединены в "Таблицу ключевых знаков".
			
			Из сказанного 
            выше ясно, что понять значение иероглифа, исходя только из составляющих 
            его элементов, невозможно. В современном японском письме невелика 
            и роль фонетика как определителя чтения конкретного иероглифа. Правильнее 
            будет сказать, что в настоящее время каждый иероглиф следует воспринимать 
            как нечто данное с определенным числом закрепленных за ним чтений 
            н значений. Однако реликтовая (остаточная) идеографичность некоторых 
            элементов и частичное сохранение силы некоторыми фонетиками в японском 
            письме все же помогают при изучении и запоминании иероглифов в процессе 
            учебы - после того, как накапливается определенный запас выученных 
            иероглифов, появляется материал для обобщений. Для того, чтобы понять, 
            в чем состоит реликтовая идеографичность ключа.
			
			
Реликтовая идеографнчность ключа заключается в том, что он входит 
            элементом в большое число сложных иероглифов, имеющих по своим значениям 
            отношение к понятию "дерево". 
			
			Таким 
            образом ни приводившиеся "шесть категорий" иероглифов, ни 
            "Таблица ключевых знаков" не позволяют говорить об иероглифах 
            как идеограммах, т.е. знаках, значение которых может быть понято вне 
            языка и вне системы письма, в которой они функционируют. Значение 
            иероглифа - это значение тех языковых единиц, которые он записывает. 
            Все перечисленные категории иероглифов, независимо от их происхождения, 
            функционируют в современном письме одинаково. Их Функцию можно назвать 
            словоразличительной или морфемо-раэличительной . В настоящее время 
            не существует правил, по которым можно было бы создавать новые иероглифы. 
            Фактически вея достоверно зарегистрированная история иероглифов -тем 
            более в Японии -это процесс сокращения общей численности знаков и 
            сокращения числа черт и элементов в составе иероглифов. Правда, в 
            Японии наблюдались Отдельные попытки создания новых знаков из старых 
            элементов.
			
			Существует 
            несколько терминов, которыми обозначают иероглифы, созданные уже в 
            Японии из китайских графических элементов. Это "кокудзи" 
            (букв, национальные знаки), "сва-дзи" и (букв, японские 
            знаки), "васэй-кандэи" (букв, знаки, созданные в Японии) 
            и некоторые другие. Создатели новых знаков пытались пользоваться упоминавшимися 
            "шестью категориями". В Японии возникли такие иероглифы, 
            как "дуб" - идеограмма, состоящая из элементов "дерево" 
            и "крепкий", "циновка" - идеограмма из элементов 
            "трава" и "сидеть", ( "перевал" - идеограмма 
            из элементов "гора" и "верх-низ". Были попытки 
            создания знаков и по другим категориям. Всего за всю историю их было 
            создано около 1501, но практически в настоящее время сохранились лишь' 
            отдельные знаки, в основном применяющиеся для записи метрических мер 
            или сокращенного обозначения географических названий.