Религия
				
				
				
				Синто
				
				
				
				Буддизм
				
				
				
				Секты
				
				
				
				Дзэн
				
				
				
				Конфуцианство
				 
				
				
				Религия
				
				В вопросах религии Япония проявляет 
				величайшую терпимость. Так, почти вен японцы исповедуют 
				синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных 
				буддийских общин, руководствуясь в жизни принципам» 
				конфуцианства.
				
				 
				
				
				Синто
				
					
						
							| 
							 
							
							Экуменизм в действии 
							Прагматичность, свойственная японцам, характерна и 
							для их верований. Синтоизм подчинен жизни, буддизм - 
							смерти. Соответственно, в мир младенец входит по 
							синтоистскому обряду, а погребают усопших - по 
							буддистскому. Период же между рождением и кончиной - 
							собственно, вся человеческая 
							жизнь 
							- определяется третьей системой, конфуцианством.  | 
						
					
				 
				
				Синто — «путь богов» -древнейшая 
				религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В 
				основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому 
				Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини 
				Солнца Аматэрасу. Она - дочь прародительской божественной пары 
				Идзанаги и Идзанами, создавших японские острова. Богиня Солнца 
				ниспослала на землю своего внука Ниниги, потомкам которого 
				поручила во веки веков править Японией, передав для них символы 
				священной власти императоров – меч, ожерелье и зеркало, до сих 
				пор хранящиеся в синтоистском святилище Исе. Правнук Ниниги 
				Дзимму-тэнно завоевал священную местность Ямато и основал там в 
				660 г. до н. о. японское государство.
				
				Синтоизм возник из древнего культа 
				отожествления умерших предков и природы, при котором горы, реки, 
				деревья или природные явления могли стать божествами (ками). 
				Такие священные объекты ограждаются уплетенным из рисовой соломы 
				и украшенным белыми бумажными флажками запретительным канатом. 
				Внимание синтоистских божеств можно привлечь, дважды хлопнув в 
				ладоши перед алтарем; жертвоприношения и ритуальные обряды также 
				настраивают ками на благосклонность и дружелюбие.
				 
				
				 
				 
				
				
				Буддизм
				
				С распространенней буддизма в Китае, 
				Тибете, Корее, Японии, Монголии, Бурятии, Шри-Ланке, Бирме, 
				Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме существовавшие у местных 
				народов религиозно-мифологические системы испытывали 
				существенные изменения. при этом общая основа буддизма 
				оставалась такой же, как и в Индии, - «Четыре благородные 
				истины»: жизнь – это страдание, у страдания есть причина, 
				страдание конечно и существует путь к прекращении страдания. 
				Этому пути и учил Будда.
				
				Буддизм проник в Японию в середине 
				VI в. ил Китая. Н если наибольшее влияние на буддизм в Китае 
				оказали даосизм и связанные с ним верования, то японский буддизм 
				- это синтез буддийских идей, мифологии синто и  японской 
				культуры.
				
				Характерной чертой сложившегося в 
				результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона 
				стала двуединость многих входящих е него божеств: тот или иной 
				будда являл себя через определенное божество в синтоизме 
				(например, Будда Вайрочана в образе богини Солнца Аматэрасу), 
				сохраняя при этом собственные свойства и приобретая 
				дополнительные свойства этого божества.
				
				Одним из главных действующих лиц 
				буддийских мифов, преданий и легенд стала Бодхисаттва Кфннон 
				(санскр. «Будда безграничного сострадания»). Понимание ею личных 
				нужд человека, чего были лишены синтоистские божества, сделало 
				Каннон чрезвычайно популярной среди простых людей.
				
				С приходом буддизма космология 
				дополнилась сложными представлениями о мировой вертикали - горе 
				и шести мирах, в которых перерождаются живые существа в 
				соответствии с их заслугами. Однако в народном буддизме эта 
				картина довольно быстро упростилась. Небеса в представлениях 
				японцев отождествились с реальными горами, издавна считавшимися 
				обиталищами ками. Так, например, горы Кумано, священные и в 
				добуддийскую эпоху, с начала IX в. стали почитаться, как место 
				Чистых земель Бодхисаттв Каннон и Амиды.
				
				 
				
				
				Секты
				
				На протяжении веков в Японии 
				образовались многочисленные религиозные секты, которые мирно 
				сосуществуют и сегодня. В буддизме школы Тэндай магические 
				формулы и ритуалы смешиваются с учениями народных целителей, 
				тогда как популярный дзёдо-буддизм (дзёдо - рай «чистой земли»), 
				или амидаизм, обещает спасение только путем молитвенного 
				обращения к милостивому Будде Амиде, не прибегая к медитациям и 
				изучению священных текстов.
				
				Буддизм школы Сингон представляет 
				собой скорее магическое учение аскетизма с ярко выраженными 
				ритуальными церемониями. Самой массовой (30 млн. сторонников) 
				является созданная еще в 1253 г. секта Нихирэн, стоящая на 
				позициях известного пра-вопритязания на исключительность с 
				подчеркнуто националистскими традициями. На ее почве в 1930 г. 
				родилось общественно-религиозное движение «Сока гаккай» 
				(«Общество установления ценностей»), которое своим фанатизмом, 
				политической ангажированностью (партия «Комэйто») и расистской 
				направленностью заметно отличается от обычно миролюбивых 
				буддийских сект.
				
				Число приверженцев порой довольно 
				отравных новых сект и религиозных движений невелико. Но фанатики 
				часто привлекают к себе внимание сенсационными выходками, 
				несоразмерными с их истинной значимостью.
				
				 
				
				
				Дзэн
				
				В дзэн-буддизме с его двумя 
				важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится 
				внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь 
				исключительно путем медитации, особенно с помощью практики 
				дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. 
				Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или 
				вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передачи учения 
				напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных 
				вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать 
				логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной 
				привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей 
				аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на 
				главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты 
				самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние 
				на эстетико-культурное развитие Японии.
				
				 
				
				
				Конфуцианство
				
				Учение китайского философа Конфуция 
				(551-479 до н. э.) практически незаметно сегодня в официальной 
				жизни страны, но оно во многом сформировало японский менталитет; 
				мораль, принципы управления государством и нормы повседневного 
				поведения сложились под его влиянием. Зерно учения составляет 
				идея о перенесении «законов неба» на взаимоотношения в семье, 
				обществе и государстве. Отношения между правителем и подданным, 
				отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями, а 
				также между друзьями должны соответствовать отношениям между 
				Солнцем и Луной и остальными небесными светилами. Они 
				основываются на строгой субординации, гарантией которой является 
				безоговорочная лояльность. Высшая цель всех стремлений - 
				установление и поддержание гармонии, которая является на Земле 
				отражением вечного миропорядка в космосе.