Как повествует «Кодзики», древнейший 
			памятник японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу дала 
			своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, 
			священное зеркало Ята и сказала: «Смотри на это зеркало так, как ты 
			смотришь на меня». Она дала ему это зеркало вместе со священным 
			мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани. Эти три 
			символа японского народа, японской культуры, японской 
			государственности передавались с незапамятных времен от поколения к 
			поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства.
			
			
			В истории японской культуры и искусства можно выделить три 
			глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской 
			духовности, взаимопроникающих и обогащающих друг друга: синто («путь 
			небесных божеств») — народная языческая религия японцев; дзэн — 
			наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн — это 
			одновременно доктрина и стиль жизни, аналогично средневековому 
			христианству, мусульманству); бусидо («путь воина») — эстетика 
			самурайст-ва, искусство меча и смерти.
			
			
			Яшма — древнейший символ идей синто, в основе которого лежит культ 
			предков. Зеркало — символ чистоты, бесстрастия и самоуглубления, как 
			нельзя лучше выражает идеи дзэн. Меч («душа самурая», как гласит 
			древняя японская пословица) — символ бусидо.
			
			
			Названные три течения в японской культуре и искусстве не могут быть, 
			конечно, вычленены в чистом виде. Вместе с тем они в известной мере 
			определяют последовательность развития японской культуры.
			
			
			Ранее всего, уже в III—VII веках, сформировался 
			идейно-художественный комплекс, связанный с синто. Он был 
			доминирующим в эпоху складывания государства Ямато, сохранил свои 
			позиции в период первого проникновения буддизма и наконец 
			практически слился с ним (VIII в.). Эти ранние века проходят как бы 
			под знаком яшмы. Затем, уходя своими корнями в воинственную эпоху 
			Ямато, вызревая постепенно, выступают на рубеже XII—XIII веков как 
			сложившаяся идейно-художественная система этика и эстетика бусидо: 
			культура под знаком меча. С XIII века она продолжает свое развитие в 
			тесном взаимодействии и взаимопроникновении с буддийским 
			махаянистским учением дзэн. Переплетаясь как в идеологических, так и 
			в чисто художественных проявлениях, дзэн и бусидо определяли 
			японскую национальную культуру практически до нашего, XX столетия. 
			Чайная церемония (тядо), философские «сады камней», краткие и емкие 
			трехстишия-размышления (хокку) — все культивируется под знаком 
			самоуглубления и прозрения, под знаком зеркала.
			
			
			Так совершается «запрограммированная» в древнем мифе о трех 
			сокровищах тысячелетняя эстафета японской культуры японского 
			искусства.